Дайвинг в Субик-Бэй
затонувшие корабли в живописной бухте
видимость до 40 метров; средняя видимость – от 10 до 25 метров; течение – очень слабое, практически отсутствует; кораллы – разнообразные, но здоровые колонии встречаются нечасто; структура дна – глинистая, песчаная, с коралловыми формациями; рыбы – разнообразны, местами многочисленны; ++: затонувшие корабли. |
Залив Субик (Субик-Бэй, Subic Bay) с давних времен служил для размещением военной крепости. Первыми здесь обосновались испанцы, создав военную базу в 1885 г. В испано-американскую войну
Субик-Бэй захватили американцы. Во время Второй мировой войны сперва американцев выбили японцы, позже американцы вернулись и восстановили крупнейшую военно-морскую базу за пределами США — U.S. Naval Base Subic Bay. Американский флаг был последний раз спущен 24 ноября 1992 г., после того, как филиппинские власти приняли решение закрыть все американские военные базы на территории Филиппинской Республики.
Дайверам Субик-Бэй известен, прежде всего, как место многих кораблекрушений, в основном времен испано-американской и 2-й мировой войн.
Некоторую неприятность оставило мощнейшее исвержение вулкана Пинатубо в 1991 г.: пепел покрыл кораллы и лежащие на дне обломки судов, что часто ухудшает видимость.
Одно из преимуществ Субик-Бэй в его доступности: от Манилы можно доехать за 2,5..3,5 часа (зависит от ситуации с дорожными пробками).
![]() | |
Дайв-сайт | глубины, м |
1. Орёку-Мару («адский корабль» (hellship) Oryoku Maru) | 15—20 |
2. Крейсер Нью-Йорк (USS New York) | 15—28 |
3. Эль-Капитан (El Capitan) | 5—20 |
4. Сан-Квинтин (San Quintin) | 12—16 |
Орёку-Мару
Орёку-Мару (яп. 鴨緑丸) — т. н. «адский корабль» (англ. hellship) — японское гражданское торговое судно, переоборудованное для перевозки военопленных и рабочих, насильственно вывозимых с оккупированных территорий. Американцы без тени смущения топили такие суда. Орёку-Мару вышел из Манилы с 1620 пленными американцами на борту и был затоплен 15 декабря 1944 г. в заливе Субик в результате бомбардировки самолетами американского авианосца Хорнет (USS Hornet). Сотни человек погибли, оставшиеся в живых все равно были отправлены другими «адскими кораблями».
После войны Орёку-Мару был взорван американскими военными водолазами из соображений безопасности навигации, однако все еще представляет большой интерес в качестве объекта для подводных исследований.
Крейсер Нью-Йорк
![]() Эскиз рэка ![]() Крейсер Нью-Йорк, литография 1893 г. |

Теперь Нью-Йорк — одно из самых интересных и популярных мест для погружений в заливе. Корабль стал домом для груперов, лобстеров, крылаток, барракуд
и пятнистых скатов.
Эль-Капитан
Эль-Капитан многими дайверами называется одним из лучших рэк-дайвов на Филиппинах и, однозначно, это лучший рэк для фотографии: нос небольшого грузового судна находится на глубине всего 5, а корма опускается до 20 метров. Рэк доступен для проникновения. Вокруг можно встретить разнообразных тропических рыб.
Сан-Квинтин
Рэк Сан-Квинтин популярен из-за своей истории: в 1898 г. во время испано-американской войны
испанцы попытались закрыть американским боевым кораблям проход между островами Гранде и Чикита, затопив там свою деревянную канонерскую лодку. Это старейший из известных рэков в Субик-Бэе, не удивительно, что Сан-Квинтин обильно покрыт разнообразной морской жизнью.
Прочие дайв-сайты
Помимо вышеперечисленных, в Субик-Бэй есть еще ряд рэков, причем не только корабли, но и, к примеру, реактивный самолет F-4 «Фантом». Любители кораллов обязательно должны нырнуть рядом с островом Гранде и в заливе Трибоа. Обнаруженные здесь недавно коралловые сады находятся в идеальном состоянии, так как в течение длительного периода времени были полностью закрыты для дайверов и рыбаков.